Авторынок России — что дальше

Авто продажа

Итоги первого квартала показали, что российский авторынок «просел» всего лишь на 2% по сравнению с таким же периодом 2013 года. Откровенно говоря, глядя на уровень продаж несколькими месяцами ранее и оценивая состояние экономики (она официально находится в зоне стагнации), многие эксперты прогнозировали куда больший обвал в продажах новых автомобилей.

На сегодняшний день, Россия передвинулась на третье место на автомобильном рынке Европы, пропустив впереди себя Великобританию (1-е место) и Германию (2-е место) — данные за март месяц 2014 года.

Мнения экспертов вновь разделились на две группы — одни прогнозируют закрепление на текущем уровне и даже дальнейший рост продаж. Другие утверждают, что замедление падения временное, и к концу года авторынок России может «просесть» на 8-10 %.

Если мнение первой группы экспертов основывается исключительно на статистических наблюдениях (перед стабилизацией рынка падение продаж обычно замедляется), то доводы второй группы более убедительные.

Согласно их мнению, падение российского автомобильного рынка оказалось не таким глубоким из-за роста курса иностранной валюты. В начале года многие производители объявили, что удерживать цены на прежнем уровне не смогут. Те покупатели, которые планировали приобрести новый автомобиль в ближайшем будущем, предпочли не ждать и купить машину, пока ценники не пересчитали, согласно текущему курсу рубля. Свою долю в стабилизацию рынка внесли и вкладчики банков. В последнее время наблюдается изъятие рублевых депозитов и перевод их либо в валюту, либо в дорогостоящие товары со сравнительно высокой ликвидностью. В данную группу попали и новые автомобили, в особенности — иномарки.

Дальнейшее снижение продаж также прогнозируется на неопровержимых фактах. Во-первых, приостановлены программы государственной поддержки спроса на новые автомобили — денег на субсидирование банковских ставок и тем более на доплаты при замене старой техники на новую в бюджете нет.

Во-вторых, экономическая ситуация в стране не лучшая. Крупные компании переводят работников на неполную рабочую неделю. Да и сами автомобильные заводы порой приостанавливают производство на несколько месяцев. Тот же АвтоВАЗ находится в процессе сокращения 7500 штатных единиц.

Бегство капитала из страны не лучшим образом сказывается на инвестициях в российскую экономику. Это говорит о том, что платежеспособный спрос на новые автомобили обязательно будет падать.

Если все эти факторы наложатся друг на друга и продолжится дальнейшее обесценивание рубля, то падение российского автомобильного рынка вполне может достигнуть прогнозируемых 10% (и не только к концу года, но и даже ранее, например, по итогам третьего квартала).

В связи со складывающейся ситуацией потенциальным покупателям нового автомобиля нужно быть особенно осторожными. Дело в том, что дилерские салоны начали испытывать трудности с выплатой процентов по кредитам, да и на текущую деятельность не всегда хватает средств. Поэтому некоторые из них предпочитают брать предоплату за автомобиль с клиента и тратить на собственные нужды. За машину деньги перечисляются уже с платежей следующего покупателя. Таким образом создается искусственная многомесячная очередь на получение заказанного авто.

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто